Что такое бюрократия

Картинка Что такое бюрократия

Бюрократия — значение

Формально, если рассмотреть несколько определений, можно понять, что бюрократия в современном мире — это термин, который применяется для того, чтобы определить структуру управления государством или организацией с использованием административного ресурса и принципов подчинённости.

Если говорить совсем простыми словами, то бюрократия — это система управления, предусматривающая наличие большого количества отделов и служб, функционально занимающихся различными обязанностями и при этом взаимодействующими и друг с другом в рамках общей работы.

При этом каждая такая служба или подразделение подчиняются своему непосредственному руководителю, осуществляющему руководство конкретными подчинёнными, обладающими определёнными обязанностями на работе.

Чтобы визуализировать стандартную бюрократическую структуру, можно представить себе ступенчатую структуру (вроде тех, что можно увидеть на картинках о цивилизации ацтеков или майя). На самом верху этого монументального строения будет находиться глава компании или государства, на ступенях ниже — его непосредственные заместители и так до самой земли, на которой стоят простые работники или рядовые граждане страны.

Легко понять и догадаться — по этому принципу устроено подавляющее большинство современных компаний, даже самых мелких, а о государственном устройстве и без подробностей всё понятно — всё строится по принципам бюрократического устройства.

Нормальный и адекватный бюрократический аппарат, вполне нормально функционирующий в любой сфере жизни, не приносит проблем обычным работникам или жителям.

Чрезмерно раздутый состав управленцев и слишком высокая степень делегирования полномочий могут привести к появлению негативных явлений — невозможности нормально и оперативно решать жизненные вопросы, а также коррупции — наживе руководства или людей, занимающих определённые должности, за счёт взяток от людей, стоящих ниже в бюрократической структуре.

Кто это такой — бюрократ

Этим словом принято в наше время называть любого, даже самого мелкого управленца, работающего в сфере руководства. Вне зависимости от того, чем занимается организация, любой её руководитель, даже имеющий в подчинении 2-3 сотрудников, может быть назван бюрократом.

Если говорить просто, то в наше время, бюрократ — это не только чиновник или руководитель, который решает задачи по своему направлению деятельности, руководствуясь своими обязанностями и правами, но и скрупулёзно, иногда до смешного, соблюдающий правила и нормы, к примеру, при составлении или заполнении официальных документов.

Откуда происходит слово “бюрократия”

Этот профессиональный термин возник от французского слова “бюро”, которое означает в вольном переводе (офис или контора), а второй его частью стало греческое “кратос” — власть. Автором такого термина в учебниках по экономической теории официально считается экономист их Франции Жан-Клод Мари Венсан, который формально предложил его использовать ещё в 18 веке.

Однако глобальное использование такого термина началось только в прошлом веке после того, как им воспользовался в своих трудах экономист из Германии Макс Вебер.

История бюрократии

Несмотря на то, что впервые термин был употреблён 3 столетия назад, бюрократия в государственном устройстве применяется уже несколько тысячелетий. Фактически, зарождение бюрократической системы вполне можно связать с появлением письменности даже на начальном этапе её становления.

Самыми первыми бюрократами стали люди, жившие в Древнем Шумере, а, если конкретнее, те из них, кто вёл записи о количестве собранного урожая и налогов клиновисью на глиняных табличках, то есть занимался систематизацией данных.

В Древнем Египте также использовалась бюрократия в качестве формы обеспечения нормального государственного управления. Для этого были специально предназначены определённые государственные должности. Люди, занимающие их, были на полном обеспечении со стороны государства и обеспечивали его нормальное функционирование в различных областях — от подсчёта налогов до сбора военных походов.

Римская империя во все периоды её существования славилась работающим, как хорошие часы, бюрократическим аппаратом, обеспечивающим существование огромной империи в течение долгого периода времени.

Преимущества нормальной бюрократии

Основной положительный момент — это возможность без проблем и значительных затрат административного и финансового ресурса управлять даже самой большой и разветвлённой организацией.

Строгие правила и чёткий устав деятельности в такой ситуации играют исключительно на пользу общему делу.