Контактная импровизация – что это такое?

Фото Контактная импровизация – что это такое?

Что такое контактная импровизация

Контактная импровизация – какие ассоциации вызывает это словосочетание? Должно быть, вы подумали о боевом искусстве, а может, – о театре? Если так, то вы почти попали в точку – это танец.

Контактная импровизация – это такой танец, который выстраивается вокруг точки соприкосновения с партнером. Этот танец относиться к категории «свободных танцев», что означает максимальное удаление его техники от академических канонов, приближение его к жизни.

Танец – это всегда прежде всего особый способ коммуникации, язык общения на самом естественном языке из всех возможных – языке тела.

Особенности танца

Во время его исполнения, партнеры двигаются будто сливаясь в единое целое, находясь в непрерывном невербальном диалоге, основанном на импульсах собственных кинестетических ощущений, будучи всецело поглощенными мельчайшими движениями и изменением положения тела, силы инерции, помогая друг другу обрести опору и сохранить баланс.

Их импровизация – это непрерывный диалог прикосновений. Они взлетают и вращаются в воздухе, предоставляя все возможности собственного тела для поддержки партнера, трепетно откликаясь на малейшее его движение позволяя сохранить мягкость и нежное отношение к друг к другу.

В ходе развития танца, происходит новое открытие собственного веса, величины инерции и баланса тела. Приходит умение расслабляться, быть свободным от лишнего напряжения, сковывающего наши руки и ноги, следовать лишь естественному, спонтанному ходу развития танца.

Очень важны остается импровизационная составляющая – не следует разрабатывать плана или последующих интерпретаций результата, но искать возможность совместного творчества, выявляя новые возможности тел максимизируя получаемое удовольствие.

Немного истории

Контактная импровизация – детище фантазии Стива Пэкстона, родившееся на свет в ходе долгих наблюдений и исследований за видами импровизаций в танцах.

Начало этому виду танца было положено в 1972 году, когда был проведен первый перформанс в стиле контактная импровизация коллектива Magnesium, который состоял из студентов Оберлинского колледжа.

Данное событие было благоприятно встречено зрителями, что в последующем побудило Пакстона провести следующий свой перформанс уже в Нью-Йорке. С другой стороны, важный вклад в развитие этого жанра внесла танцовщица Нэнси Старк Смит.

Исполнение различных сюжетов в жанре контактная импровизации проводится как отдельный вид, совершенно особый вид танца, не имеющий серьезных сходств с ранними проектами Пакстона. Такие перформансы в последующем стали пользоваться огромной популярностью, а его техники неизменно развиваются многочисленными его исполнителями по всему миру.

Некоторые основополагающие принципы

Прежде всего, каждое движение во время танца полностью ощущается изнутри. Все внимание и концентрация сосредоточены на внутренней конституции тела. Уделение второстепенной роли положения и самой формы тела по отношению к имеющемуся пространству.

Исполнители контактной импровизации значительную часть своего времени проводят в концентрации на внутреннем состоянии своего тела, что позволяет обеспечить максимальный уровень безопасности для себя и партнера.

Исполнитель танца должен быть или казаться рядовым человеком. Презентация перформанса пронизана атмосферой неформального общения, а действия актеров – избегают от узнаваемых движений. Их цель – размыть границу между повседневностью и танцем.

Перформанс делается для обычных людей, поэтому он не может случиться без хотя-бы случайных зрителей. Аудитория зачастую рассаживается в форме круга, а сцена четко не выделена. Зачастую, на заре своего развития, действие танца могло начинаться еще до или во время вхождения зрителей в помещение.

Таким образом допускалось максимальное размытие границ начала и завершения представления. Подобная радикальная установка на демократичность не позволяет зачастую актерам использовать специальных декораций и костюмов, продумывать освещение и прочие нюансы.

Среди танцоров нет исполнителей главных ролей и второстепенных. Каждый участник действа равнозначен остальным. В таком танце вы не встретите ярко выраженных внешних различий между героями, жесткого порядка выхода актеров к зрителю, четких рамок проведения. Важно ли качество и внутренняя экспрессия, что является зрителям через телодвижения.

Девиз таких коллективов – «Творчество – это импровизация». В их постановках абсолютно пропитано спонтанностью. Танец – это эксперимент взаимодействия двух тел от выхода актеров к зрителю, до самого последнего взгляда на своего партнера. Каждое движение здесь – как будто кричит о своем отступничестве от любой даже самой непререкаемой догмы.