Кто такие люмпены

Фотография Кто такие люмпены

Люмпены – кто это простыми словами

Люмпены – представители населения, утратившие свое классовое лицо. Истоки термина ведут в ХІХ век. Его ввел немецким социолог Карл Макс для обозначения низших слоев пролетарского общества. В переводе с немецкого слово означало «лохмотья».

В последующие эпохи люмпенами окрестили нищих, бездомных бродяг, уголовников, людей с психическими отклонениями, путан и других асоциальных элементов.

Для «людей в лохмотьях» характерны мимолётные заработки, выживание на «подачки», отсутствие собственного жилья и другого имущества. Они фактически рассчитывают только государственные пособия, не пытаясь коем образом улучшить свою жизнь.

У люмпенов отсутствуют нравственные критерии – они готовые безоговорочно повиноваться сильной социальному классу.

Люмпенизация особо процветает в условиях экономического кризиса и социального неравенства. Поэтому общественные правозащитные организации прилагают много усилий, чтобы защитить права каждого человека в обществе, независимо от уровня размытости социальных корней.

Люмпен и маргинал: одни и те же люди?

Пытаясь выяснить, кто такие люмпены, наверняка сталкиваются с термином маргинал. Это похожие по значению понятия, но не идентичны. Два термина объединяет обозначение людей низших общественных слоев. Люмпенам и маргиналам одинаково тяжело социализироваться.

Маргиналы выступают изгоями в своей соцгруппе, или находятся на стыке слоев. Часто маргиналы выглядят отступниками от привычного уклада общественной жизни в той или иной стране.

К примеру, среди маргиналов чаще всего встречаются иммигранты, которые не способны социализироваться в новом обществе в глазах коренного населения, привыкшего в своему кладу жизни.

В отличие от люмпенов, которые намеренно избегали общественно-полезной деятельности, усилия маргиналов могли быть предвзято восприняты в обществе. Поэтому называть бедняков, работающих не покладая рук, люмпенами изначально неправильно. Этот термин наиболее правдиво характеризует бродяг, которые промышляют кражами и обманом.

Часто к люмпенизированной прослойке относят безработных, которые страдают алкоголизмом и наркоманией. В эту когорту попадают и потенциальные содержанки и альфонсы, люди, которые намеренно не работают и живут с государственной соцпомощи.

В чем разница между люмпенами и маргиналами?

В каждом современном обществе возле социально адаптированных граждан проявляются люди, опустившиеся на самое «дно» и воспринимающие только грубую физическую силу, направленную к ним. Эти оба представителя общества имеют явные характерные отличия. Люмпенизированного человека без нравственных устоев выделяют из толпы следующие характеристики:

  • аморальное поведение;
  • безрассудство мыслей и действий;
  • уязвимость перед властной группой лидеров;
  • бродяжничество;
  • проживание на чужой жилплощади, или без нее;
  • жизнь за счет государственных пособий по безработице и прочих социальных дотаций;
  • короткие ситуативные заработки на жизнь (часто нелегальные);
  • отсутствие собственных вещей, или наличие минимального набора наиболее необходимого имущества.

Среди маргиналов, напротив, часто встречаются состоятельные личности, которые на определенном этапе утратили в глазах общества свое прежнее выгодное положение. Маргинализированные субъекты часто посвящают себя полезному общественному делу, часто становятся жертвами действующих социальных устоев.

Часто среди маргиналов, помимо эмигрантов, встречаются бывшие военные, которые не смогли реализовать себя в мирных условиях. Основной канал маргинализации ‒ массовая миграция из сельского населения в город.

Общественные риски

Чем больше в гражданском обществе «оборванцев», тем больше они угрожают населению страны. Привычная среда обитания люмпенов имеет экстремистский подтекст. Люмпены могут безоговорочно разжигать массовые беспорядки по сигналу «верхушки».

Социологи выделяют еще одну острую проблему для современного общества – резкое падение статуса многих интеллектуальных профессий. Педагоги, ученые, медики, инженеры утратили былую элитарность. Научная деятельность в постсоветское время и вовсе превратилась в низкооплачиваемое занятие.

В Западных странах перечисленные профессии не попадают в зону риска понижения социальной значимости.

В нашей стране многие высококвалифицированные работники умственного труда вынуждены вставать на путь маргинала и отказываться от любимого призвания для более «денежных» занятий. Эта тенденция порождает «утечку умов» за рубеж.

Когда маргинал пребывает под сильным общественным давлением, сильно страдает его психика – человек замыкается в себе. Как видим, в первом варианте – люмпены несут угрозу благополучию общества, а во втором общество ущемляет со всей силой каждого отдельного маргинала.