Резонер – кто это, определение, в литературе

Картинка Резонер – кто это, определение, в литературе

Кто такой «резонер»?

Слово «резонер» прекрасно ассоциируется с разговорным словом «резоны», которое обозначает доказательства, разумные утверждения, доводы и аргументы.

Слово «резоны» сейчас считается устаревшим, ранее употреблявшимся как синоним слова «аргументы». Слова «резоны» и «резонер» произошли от французского глагола – «рассуждать».

В соответствии с этим понятием, резонер – человек, который обосновывает нечто, оправдывает, аргументирует, указывает на причины и следствия событий, поступков, эмоций и рассуждений.

Резонер – это амплуа

Одно из основных значений слова «резонер» имеет отношение к театру, к спектаклям, где каждый из персонажей имеет свою характеристику. Амплуа «резонер» мог получить один из актеров, который подходил для роли постоянно читающего нотации, все объясняющего человека.

Персонаж, которому по ходу пьесы не приходится активно участвовать в событиях, а только комментировать их нравоучительно и пафосно, – это резонер.

Считается, что впервые такой образ получил название “резонер” у Мольера. Действительно, в пьесах «Мнимый больной», «Тартюф» (и других произведениях) существуют герои, произносящие обличительные речи в адрес неразумных близких или отъявленных мошенников.

Например, Клеант в «Тартюфе», который попусту тратит свое красноречие, пытаясь безуспешно обличить лицемера.

Но не только в театре есть такая роль и амплуа. Резонер появляется также на арене цирка. Там это роль человека, строго смотрящего на проделки клоуна. Резонер всеми своими действиями подчеркивает, что осуждает нелепости клоунады или контролирует «безобразные» выходки.

Психологический портрет

Есть и психологическое понятие резонерства. Русские психологи (например, И.Павлов) описывали «резонера» как личность с повышенным стремлением к аффектации в рассуждениях. Большое количество терминов, новых слов, длинных аргументов характеризуют резонера.

Пафосная речь – это поза, которая становится «второй натурой» такого человека. Не всегда подобные поведенческие характеристики говорят о душевной болезни Это может быть излишняя любовь к словесным излияниям, которая становится навязчивой привычкой.

Разумеется, речь не идет об особых ситуациях, в которых пафосная речь уместна: ее использует докладчик, призванный убеждать, лектор, которому нужно донести информацию. Спикер, агитатор – это не резонер.

Хотя совмещение социальной функции и внутренней склонности к резонерству возможно и в этом случае. Резонер, с точки зрения психологии, это особым образом мотивированный человек. Ему гораздо важнее чувствовать себя рассуждающим, чем действительно анализировать реальные события или отстаивать какой-то определенный тезис. Речь становится не средством, а самоцелью.

Основной симптом резонерства: пространные рассуждения, которые должны продемонстрировать начитанность, разговоры, не ведущие к определенной цели, недостаточная логика в аргументации.

Такому человеку не важно, согласен с ним собеседник или нет, он упивается своим красноречием, знанием этических или философских положений. В отличие от тех, кто хочет нечто доказать или опровергнуть, резонеру важен сам процесс пространных рассуждений.

Литературные образы

И все же резонеры в литературе – это чаще всего не пустословы, а персонажи, чья позиция близка или понятна автору произведения.

Самый известный резонер в русской классической литературе – Чацкий в «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Благодаря таланту автора этот образ достиг вершины иронии и одновременно сочувствия людям, которые хотят видеть идеальный мир, стремятся оценить происходящее с высоты своего интеллекта, образования, понятий о чести.

Да, когда-то он был «и весел, и остер» – Александр Андреевич Чацкий. Почему же он не может примириться с реальностью? Читает нотации Фамусову, Софье, делает колкие замечания другим? Все не понимают, как надо жить, а он один прав?

Тонкая грань, которая отделяет резонера-пустослова от мыслящего человека в комедии есть: образ Репетилова – прекрасный ответ на вопрос, чем отличается один резонер от другого. «Шумим, братец…» – вот истинная соль пустого резонерства. Чацкому приписали чужие недостатки – ирония Грибоедова великолепна.

Тонкая грань между «шумим» и «говорим дело» всегда подводит резонеров. Чудесные слова: «Человек – это звучит гордо». Но произносит их не кто иной, как картежник Сатин, живущий в ночлежке (А.М.Горький «На дне»).

Образ современного резонера – Сергей Морковин в «Дженерейшен Пи» Виктора Пелевина. Он делает непререкаемые утверждения о судьбах людей, страны и так далее. Этот персонаж вполне резонно замечает, что если возникают слишком сложные вопросы, то лучше уколоть себя чем-то острым и отвлечься от таких мыслей. Он – резонер в лучших литературных традициях.